27 декабря 2024
1. «Изменениями законодательства установлен предельный срок для окончания исполнительного производства в случае фактического погашения долга».
Согласно Федеральному закону от 24.06.2023 № 263-ФЗ «О внесении изменений в ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство, постановление об окончании исполнительного производства выносится в течение трех дней со дня поступления из ГИС ГМП информации об уплате должником задолженности в полном объеме. Аналогичный срок установлен для вынесения постановления об окончании исполнительного производства в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые меры по его отысканию оказались безрезультатными, - такое постановление выносится в течение трех дней со дня утверждения старшим судебным приставом или его заместителем акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно.
2. «Порядок действий для снижения размера удержаний в рамках исполнительного производства».
Изменить размер удержаний, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, можно путем обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума по РФ или прожиточного минимума в субъекте РФ, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума по РФ.
В заявлении необходимо указать, в частности, реквизиты банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума, наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в заявлении (ч. 14.1 ст. 30, ч. 5.1 ст. 69 Закона № 229-ФЗ).
На основании полученного заявления судебный пристав-исполнитель за исключением некоторых случаев отражает в постановлении об обращении взыскания на денежные средства требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника в размере прожиточного минимума. Данное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением (ч. 5.3 ст. 70, ч. 1.1, 3.1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
По общему правилу судебный пристав-исполнитель рассматривает такое заявление в течение 10 рабочих дней со дня его поступления и выносит постановление о его удовлетворении либо об отказе в удовлетворении (ч. 2 ст. 15, ч. 1, 5, 5.1 ст. 64.1 Закона № 229-ФЗ).
3. «Судебных приставов обязали закрывать дела в течение трех дней после оплаты долга».
С 01.07.2024 года в законную силу вступил закон, согласно которому судебные приставы должны закрывать дела о взыскании долгов в трехдневный срок после их погашения.
Нормативный акт вносит изменения в действующий Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Указанный в нем трехдневный срок, который отводится на вынесение постановления о закрытии дела, будет отсчитываться с момента поступления в Федеральную службу судебных приставов информации о погашении долга из государственной информационной системы о платежах.
Аналогичный срок отводится на закрытие дел в случаях, когда взыскание задолженностей невозможно. Он будет отсчитываться со дня утверждения старшим приставом или его заместителем акта, который подтверждает наличие соответствующих обстоятельств.
4. «Прокуратура Краснодарского края разъясняет: наличие задолженности по алиментным платежам может привести к лишению права управления транспортным средством».
Если сумма задолженности по алиментам превышает 10 000 рублей, должника можно ограничить в управлении транспортным средством. Это значит, что он не сможет сесть за руль.
Водительское удостоверение при этом не забирают, как в случае с лишением прав за нарушение Правил дорожного движения. Но управлять машиной все равно нельзя.
Как ограничить должника в управлении машиной. Это происходит:
- по инициативе пристава, который ведет исполнительное производство
- по заявлению взыскателя в адрес пристава.
То есть родитель, которому не платят алименты, может обратиться к приставу, чтобы должнику ограничили право управления транспортом.
Пристав выносит постановление, данные поступают в ГИБДД. Должник не имеет права садиться за руль личной машины.
Если же должник сядет за руль он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.17 КоАП РФ. Наказание за данный вид правонарушение - обязательные работы на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до 1 года.
Однако есть случаи, когда ограничение не применяется.
К таковым относятся:
- вождение - единственный источник дохода
- должник живет в местах с ограниченной транспортной доступностью
- у должника инвалидность и нужна машина
- есть иждивенцы с инвалидностью
- предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты долга.
Для снятия, наложенного приставом ограничения, необходимо погасить задолженность и сообщить об этом приставу. Он выносит постановление об отмене ограничения и передает сведения в ГИБДД.
5. «Как вернуть отправленные по ошибке деньги? Верховный суд дает ответ».
С каждым днем все больше граждан пользуются услугами онлайн-переводов, при этом одна неправильно набранная цифра – и сумма отправляется неизвестно куда и кому. Такие неприятности стали встречаться все чаще.
Верховным судом разъяснено, что в таких спорах истец доказывает сам факт перевода, а ответчик – то, что деньги он получил законно, либо то, что такое неосновательное обогащение по закону взыскать нельзя.
Согласно ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, для того, чтобы взыскать отправленные по ошибке деньги, истцу достаточно подтвердить факт их перевода на счет ответчика, предоставив банковскую выписку.
6. «Прокуратура Краснодарского края разъясняет: Урегулирован порядок поворота исполнения судебных актов, отмененных по вновь открывшимся или новым обстоятельствам».
Федеральным законом от 24.06.2023 № 279-ФЗ внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
ГПК РФ дополнен статьей, предусматривающей ограничение поворота исполнения судебных решений в случае пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам дел:
- о взыскании денег по требованиям, вытекающим из трудовых отношений;
- о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
- о взыскании алиментов;
- о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца.
Поворот исполнения таких решений будет возможен, только если отмененное решение суда было основано на ложных сведениях истца или представленных им подложных документах.
7. «Правительство РФ предложило создать реестр должников по алиментным обязательствам».
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 04.10.2023 года. Инициатором внесения поправок в Федеральный закон от 02 .10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) выступило Правительство РФ.
Кабмин предлагает создать реестр неплательщиков алиментов, который будет являться составной частью банка данных судебных приставов (ст. 6.1 Закона № 229-ФЗ). Туда будут включаться сведения об указанных лицах, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности (а также находятся в розыске) за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей старше 18 лет или нетрудоспособных родителей.
Создание и ведение такого реестра планируется возложить на ФССП России. Приставы также должны будут информировать должника о том, что его данные попали в этот реестр.
Помимо указанных в ч. 3 ст. 6.1 Закона № 229-ФЗ данных (сведения о должнике, в том числе фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, номер и дата возбуждения исполнительного производства, сумма непогашенной задолженности, данные об объявлении розыска должника и другие) в реестре также планируют размещать информацию о дате принятия судебного акта о привлечении должника к административной или уголовной ответственности. Приставы должны будут заносить эти данные в течение 5 дней со дня из поступления в ФССП России.
Указанные сведения будут в общем доступе до полного погашения долга.
Также предлагается дополнить ст. 98 Закона № 229-ФЗ и обязать СФР организовать передачу в ФССП России в автоматическом режиме актуальной информации о трудоустройстве должников.
В настоящее время взыскание задолженности по алиментам зачастую принимает затяжной характер и не приводит к результату.
Документ направлен на создание действенного правового механизма обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов и повышения эффективности правового воздействия на лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.
В случае принятия документа он вступит в силу по истечении 270 дней после дня его официального опубликования (в том числе в связи с необходимостью доработки ГИС АИС ФССП России).
8. «Приостановление исполнительного производства в отношении мобилизованного станет оперативнее».
Соответствующий документ с поправками в постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874 был подписан Председателем Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 30.06.2023 № 1079).
Постановлением устанавливается информационное взаимодействие между ФНС России и ФССП России для оперативного приостановления исполнительного производства (например, по взысканию кредиторской задолженности) в отношении мобилизованного, участвующего в СВО.
Постановлением, в которое вносится изменение, уже предусмотрено, что ФНС России обменивается информацией со следующими государственными органами: ФТС России; Росстат; СФР.
Далее ФНС России представляет информацию в Минцифры России – оператору инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Информацию о мобилизованных в ФНС России представляет Минобороны России не реже чем 1 раз в 7 календарных дней.
9. «Законодательство не исключает выдачи исполнительного листа на исполнение решения третейского суда по спору о праве на недвижимость».
Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности п. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». На основании этих норм суд общей юрисдикции отказал заявительнице в выдаче исполнительного листа в целях государственной регистрации права собственности на земельный участок, которое было признано за ней решением третейского суда, созданного для разрешения конкретного спора.
Суд, который впоследствии поддержали и вышестоящие инстанции, исходил из того, что рассмотрение вопроса о праве собственности на недвижимое имущество относится к исключительной компетенции государственных судов, поскольку решение по такому делу влечет публично-правовые последствия, связанные с государственной регистрацией права собственности. Использование же института третейского суда в целях получения формальных оснований для регистрации права на недвижимое имущество противоречит публичному порядку и является основанием для отказа в выдаче исполнительного листа.
По результатам рассмотрения дела КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, так как они не исключают обязанности государственного суда выдать исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда по указанной категории споров. Исключением являются случаи, когда государственным судом установлено и исчерпывающим образом мотивировано, каким именно образом подобное решение нарушает публичный порядок. К таким нарушениям относится, в частности, недобросовестное поведение сторон, выразившееся в создании видимости частноправового спора с целью получить в обход закона основания для регистрации прав на недвижимость или другие преимущества.
Также КС РФ отметил, что гарантией прав третьих лиц, не участвовавших в третейском разбирательстве, является возможность кассационного обжалования определения государственного суда, принятого по вопросу о выдаче исполнительного листа. Кроме того, такие лица вправе предъявить самостоятельный иск к стороне, в пользу которой состоялось решение третейского суда (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.102023 № 46-П).
10. «Определен порядок поворота исполнения судебного постановления, отмененного по вновь открывшимся или новым обстоятельствам».
Соответствующий Федеральный закон от 24.062023 № 279-ФЗ «О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» подписан Президентом РФ и опубликован 24.06.2023 года. Законом вводится новая ст. 445.1 в Гражданский процессуальный кодекс, которая устанавливает порядок поворота исполнения судебного постановления, отмененного по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Так, определено, что в случае отмены судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом должен быть разрешен вопрос о повороте исполнения судебного постановления. При этом если в новом судебном постановлении нет указаний на поворот исполнения судебного постановления, то лица, участвующие в деле, могут подать заявление в суд первой инстанции.
При этом определены случаи, когда поворот исполнения допускается только если были установлены факты сообщения истцом ложных сведений или представления им подложных документов. К ним относятся дела о взыскании денежных сумм по требованиям:
вытекающим из трудовых отношений;
о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
о взыскании алиментов;
о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца.
Закон вступил в силу 05.07.2023 года.
11. «ФССП России сообщила о первом исполнительном производстве, возбужденном в автоматическом режиме».
Сообщается, что в Федеральной службе судебных приставов началась работа по реализации положений Закона об исполнительном производстве, позволяющих в автоматическом режиме выносить процессуальные документы в тех случаях, где возможно безусловное принятие таких решений.
Впервые в автоматическом режиме без участия должностного лица службы возбуждено исполнительное производство на базе пилотного отделения судебных приставов УФССП России по Рязанской области.
В перспективе на базе пилотного отделения судебных приставов будет реализована работа по вынесению без участия должностных лиц процессуальных документов об окончании, прекращении и приостановлении исполнительных производств, о взыскании исполнительского сбора и отмене установленных должникам ограничений.
12. «Исполнительные производства в отношении участников СВО подлежат приостановлению».
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные производства в отношении лиц, принимающих участие в специальной военной операции подлежат приостановлению. Это значит, что принудительные меры исполнения, например, арест счетов или имущества, по приостановленному исполнительному производству не применяются. Исполнительные производства приостанавливаются до устранения обстоятельств, послуживших основанием для их приостановления, т.е. на весь срок контракта или мобилизации.
Для приостановления необходимо направить в подразделение судебных приставов, где ведется исполнительное производство, ходатайство о приостановлении. Это можно сделать любым удобным способом:
- при личном посещении;
- почтовым отправлением;
- через портал Госуслуг или интернет-приемную на официальном сайте ФССП.
Также их можно передать через учебные центры или командиров воинских частей. Кроме того, родственники должника также имеют возможность написать заявление о приостановлении.
Ходатайство пишется в свободной форме с указанием номера исполнительного производства и приложением документов, подтверждающих факт заключения гражданином контракта с Министерством обороны РФ.
Вместе с тем, не все категории исполнительных производств подлежат приостановлению. Есть исключения — это производства по алиментным обязательствам, а также исполнительные производства по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца. Задолженности по этим категориям будут продолжать взыскиваться.