Обращения граждан

Будагов Янис Георгиевич

Глава Крымского городского поселения

График приема граждан

«Курган Карагодеуашх»

9 февраля 2021

Курган Карагодеуашх находился на юго-востоке от станицы Крымской (ныне г.Крымск, микрорайон Маршала Жукова).

«Уашх» по – адыгейски означает гора, холм. Это погребение богатого меотского вождя. Самый богатый из всех известных памятников синдо-меотского населения Северного Причерноморья. Обнаружено богатое захоронение вождя, его жены и его колесницы. Датируется последней четвертью IV в. до н.э.

Территория нынешних Крымского, Абинского и соседних районов издавна была заселена меотами. В конце 4 века до н.э. являлась ареной ожесточенной междоусобной борьбы сыновей боспорского царя Перисада I.

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский оставил нам красочное описание военных действий между старшим братом Сатиром, занявшим боспорский престол, и его братом Евмелом, стремившимся к власти. Евмел привлек на свою сторону вождя фатейского племени Арифарна и, собрав значительные силы, стал оспаривать власть у брата. Узнав об этом, Сатир двинулся против него со значительным войском, состоявшим из греческих наемников, фракийцев и союзников-скифов. Последних было более 20 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы. В упорном сражении войска Сатира разбили Евмела и Арифарна, которые с остатками войска бежали в хорошо укрепленную резиденцию Арифарна.

Диодор так описывает ее: «Царский замок стоял у реки Фата, которая обтекала его и вследствие своей значительной глубины делала неприступными; кроме того, он был окружен высокими утёсами и огромным лесом, так что имел всего два искусственных доступа, из которых один, ведший к самому замку был защищен высокими башнями и наружными укреплениями, а другой был с противоположной стороны в болотах и охранялся деревянными палисадами… Три дня воины Сатира рубили лес, с трудом и опасностями пролагая себе дорогу: на четвертый день они приблизились к стене, но, осыпаемые тучею стрел, потерпели огромный урон. Предводитель наемников Мениск, отличавшийся умом и храбростью, бросился через проход к стене и вместе со своими товарищами стал храбро атаковать укрепления, но был отражен превосходящими силами неприятеля. Сатир, увидев его в опасности, поспешил на помощь и, выдержав натиск неприятеля, был ранен копьем в руку… и при наступлении ночи скончался. Начальник наемников Мениск, сняв осаду, отвел войско в город Гаргазу а оттуда по реке перевёз останки царя в Пантикапей». Пантикапей был столицей Боспорского царства и находился на месте нынешнего города Керчи.

Диодор жил на несколько столетий позже описываемых событий, и на Боспоре он не бывал, но в данном случае, по – видимому, использовал сочинения местного историка, хорошо осведомленного о всех событиях в истории Боспора. Описание местности и укрепленной резиденции царя фатеев (Фатеи были одним из меотских племен) Арифарна, одного из меотских вождей, ближе всего подходит к территории нынешнего Крымского района.

Меоты своих вождей и представителей родовой знати хоронили под большими курганами, и не является ли Карагодеуашх гробницей вождя Фатеев Арифарна?

Местонахождение кургана и время его сооружения совпадают с описываемыми Диодором событиями. Курган простоял около 2300 лет.

Весной 1888 года произошел случайный обвал, приведший к открытию каменной гробницы. Вот что было записано в полевом дневнике Е.Д. Фелициным при первом посещении им кургана: «При предварительном осмотре кургана на западной его покатости найдена была яма овальной формы, глубиною не более аршина и длиною около

двух аршин. Вблизи ямы лежал вытянутый из кургана дикий необделанный камень, а в

глубине ее видна была широкая толстая и гладко отесанная плита, под которой можно

было различить нечто вроде дверей или входа в какое-то сооружение, скрытое под насыпью кургана».

В Санкт-Петербург в Археологическую комиссию, которая ведала всеми археологическими раскопками на территории Российской империи, Е.Д.Фелициным была послана телеграмма, извещавшая о случайном открытии нетронутой гробницы в кургане Карагодеуашх. Е.Д.Филицин был хорошо известен как знаток местного края.

Археологическая комиссия поручила произвести раскопки кургана Е.Д.Фелицину. Начаты они были 27 апреля 1888 г, а окончены 14 мая того же года. В кургане была открыта большая каменная гробница, состоящая из четырех следующих друг за другом помещений общей длиной свыше 20 метров. Гробница располагалась не в центре, а в западной половине кургана, в насыпи, на 2 метра выше поверхности почвы. Остальная часть кургана осталась неисследованной, и центральное погребение обнаружено не было.

Гробница сложена из больших, хорошо отесанных каменных плит на известковом растворе и внутри оштукатурена. Потолок состоял из бревен, сверху заваленных камнями. Бревна сгнили, и камеры склепа были засыпаны рухнувшей землей, камнями и перегнившим деревом. Вход в гробницу находился с узкой западной стороны и был сделан очень тщательно. Косяки двери оштукатурены и заканчивались карнизами, поверх которых лежала длинная трехметровая плита, перекрывавшая дверной пролет. Такая же плита лежала внизу и служила порогом.

Высота двери не превышала 1,5 метра. Было ли первое помещение оштукатуренным или нет – из описаний неясно. Вторая камера гробницы отличалась более тщательной архитектурной отделкой, чем первая, - стены ее были прекрасно оштукатурены, а каменный пол залит известью. Третья камера, вернее коридор главного погребения был не только оштукатурен, но и покрыт фресковой росписью. Орнамент выполнен в виде бордюра полосами на верхних и нижних краях стен и наружной поверхности двери. На правой стене изображен пасущийся олень с большими ветвистыми рогами и опущенной головой. Четвёртое, последнее помещение было выше остальных и представляло собой главную погребальную комнату, стены которой были покрыты росписью. Но из –за плохой сохранности составить какое-либо представление о ее характере было невозможно. Роспись Карагодеуашхского кургана является одной из наиболее ранних росписей древних склепов на юге России.

В гробнице обнаружены два погребения во всем их великолепии. В первой камере находились остатки погребальной колесницы и скелеты двух или трех упряжных лошадей. В правой половине комнаты между камнями обрушившегося потолка оказался пепел, древесный уголь и кости домашних животных – остатки жертвенного костра. Вероятно, тризна была совершена над могилой и только впоследствии обрушилась в камеру. В юго-восточном углу комнаты стояла глиняная простая амфора, некогда наполненная вином, и рядом с ней серебряный сосуд. Здесь же обнаружено до 150 различных бус (каменных, стеклянных, пастовых), между которых находились три стеклянных медальона, оправленных в серебро. На одном из них изображен лев, на другом – человеческая голова и на третьем – бегущий воин в панцире, с круглым щитом и шлемом на голове.

В этой же камере, вдоль левой боковой стены, среди остатков деревянного саркофага лежал скелет молодой женщины в полном погребальном ритуальном уборе. Около её черепа найдена тонкая треугольная золотая пластина с рельефными изображениями в три ряда. В нижнем, наиболее широком ряду в центре представлена сидящая в кресле в спокойной, торжественной позе женщина в высоком конусообразно сужающемся головном уборе, поверх которого наброшено покрывало, спускающееся на спину и плечи.

Края покрывала украшены орнаментом, видимо из нашивных бляшек. На женщине длинный рукавной хитон (нижняя одежда), а поверх надета тяжелая одежда, спускающаяся прямыми складками. За спиной у неё видны две женские фигуры, закутанные в покрывала. Справа от центральной фигуры, очевидно богини, изображен юноша в отороченном шитьем кафтане, подпоясанном наборным поясом. Правой рукой он подносит ритон, за верхнюю часть которого держится богиня. Мужчина, находящийся слева от богини, протягивает круглодонный сосуд с широким горлышком. От среднего поля эта композиция отделяется узкой полосой с изображением двух вытянувшихся грифонов по сторонам небольшого сосуда. Во втором ярусе пластины-колесница, запряженная парой тяжелых, могучих лошадей, и в ней мужская фигура, возможно возница. На самом верху пластины – женщина в покрывале. Внизу пластина обрамлена фризом из чередующихся масок и бычьих голов. По краям есть дырочки, служившие для прикрепления к головному убору покойницы. Назначение пластины становится совершенно ясным из рассмотренного выше головного убора богини, изображенной в нижнем ярусе этой же пластины. На погребенной был такой же высокий конусовидный головной убор, фронтальная часть которого была украшена треугольной пластиной. Поверх головного убора наброшено покрывало, спускавшееся, вероятно, до талии и украшенное золотыми штампованными бляшками в форме птиц и головы Медузы, найденными близ черепа. У височных костей находилась пара золотых серег превосходной филигранной работы. Серьги состояли из золотого кружка, украшенного сканью, большой подвески в форме усеченной пирамиды и двух малых подвесок. На шее у погребенной были надеты массивная золотая гривна, представляющая собой гладкий шейный обруч, и богатое золотое ожерелье. Оно состоит из фигурных пластинок, украшенных пальметками и розетками из филиграни, разделенных золотыми рубчатыми бусами. Пластинки и крупные бусы снабжены полыми подвесками, имеющими вид изящных сосудов. В центре ожерелья над одной из таких подвесок имеется головка быка. Рядом лежали золотая цепочка с львиной головкой на конце и изящное плетеное золотое ожерелье с тоненькими сердцевидными подвесками. Запястья умершей украшали массивные золотые пластинчатые браслеты, концы которых оканчивались рельефными изображениями гиппокампов (морских коней). Фантазия древних греков создала второстепенные морские божества с передней частью коня и рыбьим хвостом. Гиппокампы были в свите бога моря Посейдона. На концах браслетов гиппокампы изображены с изящной лошадиной головкой, с подогнутыми передними лошадиными ногами и змеевидно извивающимся рыбьим хвостом. На одном из пальцев правой руки был надет массивный золотой перстень с вырезанным на щитке изображением сидящей на высоком табурете и играющей на лире женщины.

Вторая камера, отличавшаяся тщательностью архитектурной отделки и росписью стен, оказалась совершенно пустой. Возможно, что она первоначально предназначалась для женского погребения, а затем по каким-то неизвестным для нас причинам захоронение произведено в первой камере.

В третьем помещении, по существу представлявшем собой коридор, найдены кости лошадей с бронзовыми и железными принадлежностями от конской узды. По-видимому, здесь был похоронен верховой конь вождя.

Главное - мужское погребение находилось в последней камере, особо богатой своим убранством. Вождь был погребен в деревянном саркофаге, поставленном вдоль левой боковой стены. От саркофага остались лишь куски сгнившего дерева и гвозди, так что о его форме мы судить не можем. Рядом с черепом найдены золотые пластинки с пальметками и гиппокампами, украшавшими головной убор. На шее скелета находилась золотая гривна, концы которой украшены фигурами львов, терзающих кабанов. Лев изображен вспрыгнувшим и подмявшим под себя громадного кабана, распластавшегося по земле. Левой передней и задней лапами он обхватил свою жертву и впился зубами в шею. Работа отличается не только тонкостью и тщательностью отделки, но замечательна и прекрасной характеристикой животных.

Вождь был погребен в полном вооружении, недоставало только панциря. У левого бока лежал короткий железный меч с обложенной золотом рукояткой и цилиндрический оселок, верхний конец которого был оправлен тонким золотым листом и имел отверстие для подвешивания к поясу. Справа у головы находился горит. Носился горит обычно на левом боку и прикреплялся к поясу посредством ремешка. В данном случае горит положен отдельно. В нем находилось 50 бронзовых наконечников стрел. Он был кожаный и не сохранился. Снаружи он был обит большой серебряной позолоченной пластиной с изображениями воинских сцен из древнегреческого героического или мифологического цикла. По левую сторону скелета найдены остатки другого колчана, содержавшего более ста бронзовых наконечников стрел. Колчан украшен золотыми бляшками с геометризированными фигурами «звериного» стиля. У стены склепа над головою погребенного находились 12 железных наконечников копий.

У противоположной, правой стены склепа помещена утварь умершего. Здесь стояли два бронзовых котла местного производства, два медных кувшина и глиняная лампочка, а в углу – большая остродонная древнегреческая глиняная амфора. Около нее – громадное медное блюдо, на котором лежали два серебряных ритона. Рядом стояла серебряная чашечка на высокой ножке с двумя изящно загнутыми вверх ручками. Такая форма чаш у древних греков называлась киликом и служила для питья вина. Глиняные килики, большей частью покрытые черной блестящей поливой, имели широкое распространение. На расписных вазах в сценах, изображающих попойки, мы постоянно видим килики или в руках пирующих, или висящими на стене. Рядом с первой чашечкой стояла вторая серебряная чаша без ножки, изящно орнаментированная, а несколько далее – медный круг, на нем серебряный ритон, украшенный сценой с двумя всадниками, и золотой цилиндрический наконечник, оканчивающийся бараньей головкой. При извлечении медный круг рассыпался, и точное назначение его выяснить не удалось. Возможно, это был щит. Вместе с этими предметами находились серебряные черпалка (киаф) и ситечко – оба с ручками, оканчивающимися лебедиными головками. Киаф с длинной ручкой служил для зачерпывания из амфоры или кратера и разливания вина, а ситечко для процеживания его.

Из найденных предметов наибольший интерес представляют ритоны, повторяющие форму турьего рога, из которого они первоначально делались, и служили не столько для питья, сколько как ритуальные сосуды. Самым крупным был ритон с изображением двух всадников. Нижняя половина его покрыта орнаментом в виде чешуек. Наконечник, который обычно надевался на нижний конец, утрачен. В верхней части ритона представлена сцена с двумя всадниками, едущими навстречу друг другу. Всадники одеты в узкий облегающий кафтан и такие же штаны, на ногах мягкие сапожки. Головы у них обнажены, и длинные волосы ниспадают до плеч. Левый всадник в правой руке держит ритон, а левой опирается на длинный скипетр, или копье. Подъезжающий справа всадник поднял правую руку, так что ладонь её обращена к первому всаднику. Такое положение руки является жестом адорации, то есть жестом, сопровождающим молитву. Под ногами коней обоих всадников лежат обезглавленные трупы двух человек в скифских одеждах. Сцена эта, несомненно, культового значения. Ряд исследователей видят в ней вручение богом власти вождю. По верхнему краю ритона идет полоса растительного орнамента; ниже сцены с всадниками изображены птицы (утки или гуси), а ещё ниже довольно широкая полоса растительного орнамента из чередующихся пальметок и лотосов.

Второй ритон в верхней части опоясан позолоченным ободком, украшенным гравированным изображением борьбы животных, составляющих две группы. Первая состоит из двух хищников кошачьей породы, вернее всего барсов, терзающих оленя;

вторая – из льва, пожирающего какое-то животное. Изображения эти представляют великолепный образец античного искусства. На другом позолоченном пояске,

расположенном ниже, изображены утки с распростертыми крыльями. Нижняя часть ритона снабжена наконечником, оканчивающимся головкой барана.

Третий ритон по величине меньше первых двух и более скромный по характеру орнаментации. Он украшен двумя позолоченными поясками, из которых только верхний имеет выгравированный орнамент, состоящий из семилепестковых пальметок.

Кроме вышеописанных предметов, найдены три золотые пластины треугольной формы разной величины с гвоздичками для прикрепления к твердой основе. Вероятно, это обивка деревянных сосудов.

При конских погребениях были обнаружены уздечные наборы, состоящие из налобников, блях и удил. Заслуживает внимания бронзовый налобник, украшенный головкой грифона, и бронзовые уздечные бляхи в виде схематичных и сильно стилизованных изображений зверей.

Большинство вещей, найденных в кургане, особенно ювелирных предметов, таких, как золотое ожерелье, серьги, гривна, браслеты, серебряные кружки с рельефными изображениями, перстни, а также серебряные сосуды, остродонные амфоры, чернолаковая керамика и др., являются привозными. Поступали они из Боспорского царства, являясь или продукцией местных мастерских, работающих по заказу и на вкус местного населения, или товарами транзитной торговли. Близость Боспорского царства сказывается не только в тесных экономических связях, но и в архитектуре погребального сооружения.

Курган Карагодеуашх датируется концом 4 в.до н.э. Раскопки его дают возможность восстановить картину погребения меотского вождя. Покойник был привезён в погребальной колеснице к месту захоронения, где предварительно была уже сооружена каменная монументальная гробница. Очевидно, вместе с ним привезена была и женщина, похороненная в первой комнате. Судя по богатству погребенной и характеру инвентаря, эта была жена умершего. Так как захоронение было одновременным, то мы можем предполагать в таком случае ритуальной убийство или самоубийство. Оба покойника были положены в деревянные саркофаги, но помещены в разных камерах. Вождь похоронен в полном вооружении. В соседней комнате положили его верхового коня. В гробницу была положена и погребальная колесница вместе с упряжными лошадьми. Сверху гробница была завалена камнями, так же как и вход в нее, и совершена тризна. После чего над всем этим насыпана высокая земляная насыпь.

Так был похоронен меотский вождь более 2300 лет тому назад.

Все богатство было передано в Государственный Эрмитаж.

Людмила Корчинская- научный сотрудник музея.

Дата создания: 09-02-2021
Администрация Крымского городского поселения Крымского района
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: