Глава Крымского городского поселения
График приема граждан
25 ноября 2020
Жостовская роспись.
В Крымском краеведческом музее на выставке «Мастерство прикладного творчества» можно увидеть подносы жостовской росписи.
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов. Появился промысел в 1825 года в деревне Жостово Московской области. Основной мотив жостовской росписи — цветочный орнамент.
Производили жостовские подносы ручной ковкой. Мастер-коваль вырезал ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивал борт, выравнивал поле подноса, на специальном станке подгибал край. По форме подносы самые разнообразные: круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие. Каждая форма выверена по своим пропорциям.
В настоящее время производство форм частично механизировано.
После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрывается двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.
Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера смогли соединить сложную технологию востока с простым, доступным материалом и добились высококачественного производства.
Роспись на жостовских подносах многослойная. Какой бы поднос не расписывали, мастера ведут работу в той последовательности, которая издавна укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.
В искусстве жостовских мастеров передано реалистическое ощущение формы цветов и плодов, сродни русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Особенно ценятся кованые вручную штучные номерные подносы. Стиль жостовской росписи узнаваем всегда.
Материал подготовила научный сотрудник МБУ «Крымский краеведческий музей»
Белан Юлия Сергеевна.