353380 Краснодарский край, г.Крымск, ул. Демьяна Бедного, д.16
RU EN DE
Версия для слабовидящих
Официально
Важные телефоны

Телефон «горячей линии»:
8 (86131) 2-14-75

Телефон приемной администрации:
8 (86131) 2-11-68

Оперативный дежурный МО Крымского района:
8 (86131) 2-13-72

Телефон единой службы спасения:
01, моб.-112

Телефон «горячей линии АО «НЭСК-электросети»:
8 800 234-83-73

Маршруты городского транспорта

 

Главная » Новости » «Таран — оружие Героев»

«Таран — оружие Героев»

20 мая 2020

«Таран — оружие Героев»

Герои моей статьи летчики, совершившие огненный таран во время Великой Отечественной войны на территории Крымского района.

 Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Таран как прием воздушного боя оставался последним аргументом, к которому летчики прибегали в безвыходной ситуации. Остаться в живых после него удавалось не всем. Летчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны.

«Огненным» тараном называют прием, когда пилот направляет подбитый самолет на наземные цели. Все знают подвиг Николая Гастелло, который направил самолет на танковую колонну с цистернами горючего. Но первый «огненный» таран был совершен 22 июня 1941 года 27-летним старшим лейтенантом Петром Чиркиным из 62-го штурмового авиационного полка. Чиркин направил подбитый И-153 на колонну немецких танков, приближавшуюся к городу Стрый (Западная Украина). В списке пилотов, совершивших огненный таран, значатся более 450человек.

Вот что писал о таране дважды Герой Советского Союза Главный Маршал авиации А.А.Новиков: «Что касается моего мнения о роли и значении тарана в бою, то оно было и остается неизменным… Известно, что любой приём воздушного боя, завершающийся решительной атакой противника, требует от лётчика отваги и мастерства. Но таран предъявляет к человеку неизмеримо более высокие требования. Воздушный таран- это не только виртуозное владение машиной, исключительная храбрость и самообладание, это одна из высших форм проявления героизма, того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учел враг, да и не мог учесть, так как о нашем народе имел весьма смутное представление».

Летчики, получившие высокое звание Героя Советского Союза за воздушный таран, известны достаточно широко. Однако далеко не все, совершившие этот подвиг, были удостоены звания Героя и, поэтому о них известно меньше. Один из них Шуваев Тимофей Иванович, младший лейтенант, заместитель командира 3-й эскадрильи 628-го истребительного авиационного полка. С первых дней боевых действий Т.И. Шуваев показывал образцы выполнения заданий командования, беспощадно громил фашистов в воздухе и на земле, защищая свой родной Сталинград.

Вместе со своими друзьями он ведет воздушные бои под Новороссийском, штурмует вражеские войска, рвущиеся к порту, к берегам Черного моря. Только за 8 месяцев 1942 года он произвел 162 боевых вылета, участвовал в 13 воздушных боях, сбил 4 вражеских самолёта.

22 августа 1942 года поступил приказ произвести очередной вылет на штурмовку противника. Шестерки самолётов И-16, 628 истребительный авиационный полк ПВО (268 истребительная авиационная дивизия, 8 Воздушная армия) вылетела с аэродрома Геленджика на штурмовку войск противника в районе станицы Неберджаевской. Это был уже пятый по счёту боевой вылет за день.

Группу в составе летчиков С.Малеева, М.Харалдина, М.Кудрявцева, К.Доношенко, Д.М.Саратова возглавлял заместитель командира эскадрильи младший лейтенант Тимофей Иванович Шуваев. Небо безоблачное, видимость хорошая.

Шуваев предупредил: «Местность горная и лесная. Враг маскируется и заметить его бывает очень трудно. Если не обнаружим противника, будем бить по вражеским зениткам. Патронов и снарядов назад не вести».

 Набрали высоту 1200 метров. При подходе к ст. Неберждаевской наши лётчики увидели, что на севере станицы входила колонна танков и автомашин. Один заход И-16, второй. Увидев советские самолеты, фашисты пытались рассредоточиться в кустах, растущих вдоль дороги. Командир группы сигналами своего самолета перестроил группу и дал сигнал начать атаку. Шуваев шел первым, остальные следовали примеру командира. После нескольких заходов, после которых загорелись несколько автомашин, открыли огонь вражеские зенитки, чем и обнаружили себя. Тимофей Иванович перевел самолет в пике на зенитную батарею. Огнём реактивных снарядов и пулемётов он быстро заставил ее замолчать. Остальные лётчики били по танкам и автомашинам. Но вдруг заговорила еще одна зенитная батарея. Шуваев заметил ее. Боевым разворотом он набрал высоту и спикировал на нее. И тут снаряд попал в носовую часть самолета. Из- под капота И-16 вырвалось пламя. Это хорошо видели лётчики. Шуваев определил, что самолет уже нельзя спасти. Попадать в плен он не хотел, поэтому не выходя из пике, сознательно направил горящий самолет на зенитную батарею находившейся в 500м севернее ст.Нижнебаканской. Боевые товарищи стали свидетелями того, что их бесстрашный командир предпочел гибель фашистскому плену. Д.М. Саратов, следовавший за Шуваемым, видел, что до последнего момента истребитель командира был управляемым, ибо перед самой землей Шуваев довернул его на 15-20 градусов влево, а затем также резко вывел его из левого крена. Кроме того, он до самой земли вел огонь из пулемётов по разбегавшимся в панике фашистам. Младший лейтенант Шуваев заставил зенитную батарею замолчать, помог товарищам успешно выполнить боевое задание. В результате штурмовки было уничтожено 2 танка, 10 автомашин с грузами и до взвода пехоты противника.

 После штурмовки врага летчики попарно пролетали над местом гибели любимого командира, воздав ему последние почести. В тот же день в полку состоялся митинг, посвященный памяти Тимофея Ивановича Шуваева. В приказе по 268 истребительно авиационной дивизии ПВО отмечались доблесть, мужество и смелость младшего лейтенанта Шуваева, его имя навечно в списке личного состава полка. На основании приказа истребительной авиации ПВО № 03\н от 6 января 1943 года младший лейтенант Тимофей Иванович Шуваев был награждён посмертно орденом Отечественной войны I степени. Похоронен в станице Неберджаевской.

 К сожалению, очень мало информации о предвоенной жизни Тимофея Ивановича, известно что родился он в ст.Сиротино, Иловлинского район, Волгоградской области. Поступил на службу 1937 год.

У воздушной армии были главной силой золотые парни, соколы России.


Научный сотрудник МБУ «Крымский краеведческий музей» - Корчинская Л.Ю.

Дата создания материала: 20-05-2020. История изменений

Яндекс.Метрика
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *