Обращения граждан

Будагов Янис Георгиевич

Глава Крымского городского поселения

График приема граждан

"Соколы Кубани. Именные самолёты Великой Отечественной Войны"

27 марта 2020

Соколы Кубани

Именные самолёты Великой Отечественной Войны.

Василий Яковлевич Носков, родился 1 марта 1918г.

Звание: мл.лейтенант

в РККА с 1938 года Место призыва: Славянский РВК, Краснодарский край, Славянский р-н

Место жительства: хутор Адагум.

Летчик 889 бомбардировочного Новороссийского авиа-полка.

Во время Великой Отечественной войны служил на Дальнем востоке страны, охраняя её  рубежи с воздуха. Здесь его и застала война.

Зная из газет что творят фашисты на родной  земле, молодые лейтенанты Василий Носков, Виктор Мартыненко, постоянно писали рапорты с просьбой отправить их на фронт, командование отклонило все просьбы о переводе на фронт: "Здесь вы не менее нужны".

Тогда узнав из каких то источников что кто из лётчиков приобрёл на свои сбережения самолёт и был на нём отправлен на фронт, решили действовать.  В годы войны военную технику для Красной армии покупали предприятия, колхозы и даже частные лица. Мысль купить самолет на свои деньги родилась и Василия  Носкова, а его штурман Виктор Мартыненко поддержал друга и морально  и финансово - летчики сдали 40 тысяч рублей в полевую кассу воинской части 78683.

Для осуществления идеи начали сбор средств. Тогда выплачивали неплохие северные, продавали даже тёплое обмундирование, экономили на всём,  брились одной бритвой.  Когда средства были собраны написали письмо Главкому, разрешить покупку самолёта и отправить их на фронт.

 

Вскоре Носков и Мартыненко  были вызваны в Москву, где их тепло встретил командующий 5-й воздушной армией генерал Вершинин, лично направивший боевой экипаж в действующую армию, в расположение 889-го Новороссийского ночного бомбардировочного полка, куда чуть позднее была доставлена и покупка друзей-летчиков - новенький самолет ПО-2.

В 889-м авиационном полку было два "самолёта - собственника", как их в шутку называли лётчики. Это По-2 - лёгкие ночные бомбардировщики. Один из них принадлежал лётчику Альберту Азиеву, другой - Василию Носкову и штурману Виктору Мартыненко. Азиев на

своём "кукурузнике" прошёл боевой путь от Кубани до Польши. На польской земле этот отважный сын осетинского народа пал смертью храбрых. Носков с Мартыненко совершили 344 боевых вылета.

На вечер «Ради жизни на земле» проводимый в Адагумском Доме культуры в 80х годах были приглашены однополчане В.Я. Носкова. Штурман Виктор Александрович Мартыненко и инженер Дмитрий Брикоткин.

В Доме Культуры хутора Адагум. Вечер «Ради жизни на земле»

Сопка Героев.                                   Встреча на вокзале.

С лева на право: инженер Виктор Брикоткин,  Виктор Мартыненко

 

- В иные ночи,- вспоминает Виктор Александрович Мартыненко, - приходилось по нескольку раз пересекать линию фронта.

Виктору Александровичу особенно запомнился один фронтовой случай. Дело было в Белоруссии. Полк перелетал с одного аэродрома на другой. На земле лётчики увидели группу гитлеровцев. Двигались кто пешком, кто на лошадях. Все с оружием. "Выходят из окружения, - догадались лётчики. Что же делать ?"

Первым решение принял Альберт Азиев. Он открыл огонь и начал снижаться. Но во время приземления самолёт наткнулся на что - то и перевернулся вверх колёсами. Враги, опомнившись, стали окружать машину. Носков с Мартыненко на бреющем полёте дали по ним несколько пулемётных очередей. Гитлеровцы рассыпались по ржаному полю, залегли. В это время в небе появился ещё один наш самолёт. Лётчики взяли под охрану машину Азиева. Но медлить было нельзя: надо выручать ребят. Носков пошёл на посадку.

Азиев и его штурман оказались живы и невредимы. Выбравшись из кабины, Азиев выхватил из кобуры пистолет и скомандовал гитлеровцам: "Сдавайтесь !".

Ошарашенные дерзостью советских лётчиков  ( один самолёт продолжал кружить над полем )  и, видимо, поняв безвыходность положения, вражеские солдаты и офицеры стали поднимать руки.

Прежде чем сдать пленных подоспевшим из ближайшего села пехотинцам, лётчики заставили их перевернуть самолёт Азиева и перенести его на ровное место. Отсюда он поднялся в воздух. Затем Носков посадил в свою машину немецкого офицера. Мартыненко пришлось вылезти на плоскость крыла и стоять на нём, держась за кабину и расчалки. К какому же удивлению пришли на аэродроме когда из кабины самолета Носкова вывалился на взлётное поле немецкий офицер.

Из воспоминаний Василия Яковлевича Носкова.

Пилотов По-2 называли смертниками. Летать на них было тяжело, а проводить бомбометание было ещё тяжелее. В самолёте было два места, одно для пилота второе для штурмана. Старались на место штурмана брать дополнительные бомбы, а штурману до места бомбардирования  2-2,5 часа приходилось стоять на крыле.

Новороссийск, Керчь, Севастополь - в боях за эти города Носков и Мартыненко громили с воздуха немецкие позиции, совершая дерзкие рейды и затем как бы растворяясь во мгле ночного неба. Не раз, сбросив на противника смертоносный груз, они вступали в дуэли с фашистскими истребителями.

Носкова  наградили орденом Великой Отечественной войны первой степени  и орденом Красной Звезды.

 

К весне 1943 года был освобожден от гитлеровцев Северный Кавказ. Начались бои за Таманский полуостров. Летать на задания приходилось под сильным заградительным огнем противника, в сложных условиях не только по маршруту и над целью, но и при взлете и посадке. Постоянные налеты бомбардировочной авиации врага не давали возможности мигнуть даже карманным фонариком. На аэродроме соблюдалась максимальная маскировка: стартовые огни не зажигались, взлет и посадка производились в полнейшей темноте, летчикам запрещалось пользоваться бортовыми огнями.

У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. Широко использовался как учебный, санитарный, связной самолет, в Великой Отечественной войне также — как легкий ночной бомбардировщик. В 1944 году, после смерти конструктора, был в его честь переименован в По-2. Производился и после войны, до 1953 года, а всего было выпущено более 33 000 самолетов.

Из воспоминаний Виктора Александровича Мартыненко.

…Что двигало нас в то нелёгкое время? Наверное огромное стремление к Победе, изгнание врага с нашей земли, патриотизм. Я бы хотел рассказать об истинном патриотизме.

В семидесятых годах я вел детальное расследование всех обстоятельств  патриотического и героического поступка простой советской колхозницы, будучи следователем  Воронежского Управления безопасности. 

22 сентября 1942 года простая крестьянка из Семилук Прасковья Щёголева получила у коменданта села разрешение пойти на собственный огород, чтобы начать копать картошку. С собой она взяла престарелую маму, четверых своих малолетних детей и племянника.

 Стояла тёплая осенняя погода бабьего лета.

 Вдруг на её огород приземляется подбитый немцами советский самолёт. Прасковья бросила своё занятие, подбежала к самолёту и помогла выбраться из кабины раненому лётчику. Затем она показала ему, где можно надёжно укрыться,   спрятала его, хотя заведомо знала, что в селе есть полиция, полевая жандармерия и другие карательные органы фашистов.

Черезкаких-то 7-10 минут к месту падения самолёта подъехали каратели, увидели Прасковью и стали выпытывать у неё, где пилот. Она отвечала, что не видела, куда он побежал. Затем её стали избивать прикладами, но она продолжала стоять на своём. После этого на неё натравили овчарку, которая стала рвать её на части. Но и здесь она не выдала лётчика. Затем у неё на глазах фашисты убили её маму и четверых ребят (один, тяжело раненный, сын остался жив), но и после этого она не пошла на предательство. Потом фашисты убили и её.

Со дня этого героического и трагического случая прошло много  лет, и я часто задумываюсь, особенно когда выступаю перед молодёжью, над тем, что было главным мотивом её поступка, равного которому в новейшей мировой истории не было и нет.

 Она была малограмотной православной верующей и, наверняка, знала библейские оценки предательства. Но всё-таки главным, на мой взгляд, были патриотизм, любовь к Родине, величие духа, воспитанные в ней  родителями, и тогдашней политической системой. И этот заложенный в ней стержень не позволил ей перешагнуть ту грань, после которой на человека чёрным пятном на всю жизнь приклеивается ярлык предателя.

Летчики 889-го Новороссийского ночного легко-бомбардировочного авиационного полка изо дня в день совершали настоящий подвиг, их смелость и самоотверженность не знает границ: картонные «кукурузники» встречались в небе с более современными по тому времени самолетами фашистов и уничтожали врага несмотря ни на что.

Русская земля пропитана кровью наших соотечественников, которые отважно, не жалея себя, боролись за свободу своей страны, за мирное будущее. Патриотизм этих людей достоин вечной памяти и поклонения, ведь миллионы сердец перестали биться, сражаясь, чтобы все мы были счастливы и никогда не узнали, что такое война. Великая память погибшим на полях сражений, низкий поклон всем участникам и ветеранам Великой Отечественной Войны!

  Много лет прошло с той страшной войны. В это время во всех хуторах и сёлах Кубани отмечают День Победы,  освобождения от немецко-фашистских захватчиков и свято чтут память о подвиге наших земляков воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

В Доме Культуры Адагумского  поселения есть стенд рассказывающий о подвиге нашего земляка, учителя математики школы №61 Василии Яковлевиче Носкове.

 

И вновь на мероприятии «Ради жизни на земле» мы рассказываем ребятам каким был наш учитель. Как любил он свой край, стремясь любой ценой попасть на Родину во время войны и гнать с родной земли врага, не жалея ни сил ни жизни. А потом  учить ребятишек математике скромно вспоминая о своих подвигах, рассказывая о них лишь выпускникам на последнем уроке математематики.

В создании видеоролика «Соколы Кубани. Именные самолёты Великой Отечественной Войны» принимали участие: Крымский краеведческий музей

и заместитель руководителя молодежного клуба Крымского районного отделения Русского географического общества «Победа» Анастасия Свисткова.

В основу сюжета легло исследование директора Адагумского социально-культурного центра Николая Анатольевича Евтушенко.

Дата создания: 27-03-2020
Дата последнего изменения: 27-03-2020
Администрация Крымского городского поселения Крымского района
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: